Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи в помощь » Железо |
Этот материал был написан и передан на "ВелоПитер" Андреем Григорьевым Помимо такого крупного производителя оборудования (навески) для велосипедов, как Shimano, выпускающего его практически для всех типов велосипедов, существуют компании, выпускающие не столь обширный диапазон продукции. Например, SRAM, в настоящее время - только для горных (mountain bike) и городских (citybike, pavement bike) велосипедов, Campagnolo - только для шоссейных (road bike). Существуют и другие, менее известные компании, занимающиеся выпуском ограниченного набора комплектующих для велосипедов. Компания SRAM, купившая несколько лет назад германо-французский Sachs, занимавшийся трансмиссиями, и американский RockShox, занимавшийся амортизационными вилками, на данный момент является вторым крупнейшим производителем оборудования для горных велосипедов. И хотя SRAM выпускает комплектующие не только для горных велосипедов, но и для городских, в России в основном известны именно горные компоненты, которые и рассматриваются в данной статье. Подобно линейке оборудования Shimano, SRAM тоже имеет несколько групп. В 2003 году их существует шесть: X.0, 9.0, 7.0, 5.0, 4.0, 3.0 (расположены по снижению технического уровня, от профессионального уровня до любительского), группа 9.0SL с 2003 года упразднена. В отличие от Shimano, полностью отсутствует оборудование с кассетами на 7 звезд - только на 8 или 9. Можно сказать, что по этому показателю оборудование SRAM групп 3.0 - X.0 соответствует группам Shimano от Acera до XTR. Правда, существуют модификации манеток на 7 передач. К сожалению, для последних лет характерным стало сокращение производственной программы. Сейчас выпускается далеко не полный набор компонентов: для горных велосипедов это лишь переключатели передач (причем, с 2003 года передние переключатели исчезли), манетки, кассеты, цепи, тормоза и тормозные ручки. До 2001 года включительно выпускались и втулки, причем до 2000, в том числе и для шоссейных велосипедов. Системы последний раз присутствовали в 1999 модельном году Характерная особенность оборудования SRAM, которая сразу бросается в глаза, это манетки в виде вращающихся ручек (наподобии мотоциклетной ручки газа), имеющих фирменное название Gripshift. До недавнего времени триггерные манетки выпускались в малых количествах (группы 9.0 и Shimano-совместимая Gemini Pro). Мнение об удобности использования манеток типа Gripshift колеблется в очень широких пределах: некоторые велосипедисты считают, что такие манетки значительно уступают в четкости работы триггерным манеткам, некоторые, что они более удобны при использовании на соревнованиях на сильно пересеченной местности, когда бывает необходимо переключение сразу нескольких передач вверх или вниз. И у того, и у другого типа манеток есть свои поклонники. Существенный момент, касающийся манеток Gripshift производства SRAM, это совместимость с переключателями Shimano. Если с передними переключателями обеих компаний все манетки работают одинаково, то с задними переключателями SRAM могут работать лишь манетки типа SRAM ESP, в то время как для работы с переключателями Shimano необходимы манетки, которые специально разработаны для этого и входят в группы совместимого оборудования (информация дана на 2003 год и отличается от 2002): Competition (Rocket shifter), Performance (Attack shifter), Enthusiast (Centera shifter), Recreation (MRX plus shifter, MRX pro shifter), Value (MRX shifter). По сути, это точно такие же манетки, отличающиеся лишь шагом выдаваемого троса за один щелчок: для переключения на одну передачу, переключателю SRAM необходимо большее перемещение троса. Это и является причиной несовместимости задних переключателей SRAM и Shimano. Несколько лет назад SRAM также выпускал задние переключатели совместимые с манетками Shimano, но в настоящее время их выпуск прекращен. Следует упомянуть, что такие компоненты SRAM, как манетки и переключатели изготавливаются преимущественно из высокотехнологичных материалов, таких как кованый алюминий, магний и титан, усиленные композитными материалами, в то время как Shimano в основном использует более традиционные материалы: стали, сплавы на основе алюминия и, лишь изредка, титановые сплавы. Использование композитов ведет к снижению веса деталей и увеличению статической прочности. Но у любой медали есть и оборотная сторона: платой за низкий вес становится большая хрупкость деталей. Все больше, и больше производителей велосипедов используют в своих изделиях цепи и кассеты производства SRAM. Это связано с тем, что цепи Sachs, а ныне SRAM, отлично зарекомендовали себя повышенной износостойкостью при несколько более низкой стоимости, более тихой и мягкой работой и коррозионной стойкостью. К тому же, сейчас на большинстве моделей цепей, кроме самых младших, используются специальные замки PowerLink, позволяющие, в отличие от цепей производства Shimano, ставить их на велосипед и снимать без использования выжимки цепи. Можно, к примеру, чаще чистить цепь, в том числе без специальной машинки, или проваривать ее в консистентных смазках. Это также значительно удобнее при методе круговой замены нескольких цепей, используемых с одной кассетой. О кассетах SRAM можно сказать, что они часто обладают более разумно распределенными числами зубьев на звездочках. К тому же, для SRAM характерно наличие в одной группе кассет с разным набором звезд (например "восьмерники" 11-28 и 11-32 зубьев). Существует мнение, что Shimano проводит политику намеренного подталкивания покупателей к использованию оборудования, рассчитанного на 27 передач, которое стоит заметно дороже, путем занижения характеристик компонент привода на 24 передачи. То же самое касается и некоторых других компонентов. По данным компании SRAM, цепи и кассеты производства Shimano и SRAM полностью взаимозаменяемы. Но существует мнение, что качество переключения передач несколько падает при совместном использовании. Есть и противоположное мнение. Shimano как всегда заявляет, что с ее оборудованием не могут хорошо работать компоненты других производителей, что, в подавляющем большинстве случаев, не соответствует действительности. Оборудование SRAM для горных велосипедов 2003 г.
К сожалению, нельзя однозначно указать соответствие между группами оборудования SRAM и Shimano. Приведенная здесь классификация весьма приблизительна и скомпилирована на основе данных с официального сайта SRAM, мнений велосипедистов и моего личного мнения. К тому же, в одной группе часть оборудования может быть лучше, а часть хуже оборудования аналогичной группы другого производителя. Ссылки по теме: Источник: http://velopiter.spb.ru/tech/sram.htm | |||||||||||||||||||||||
Категория: Железо | Добавил: Юрий (03.07.2009) | |||||||||||||||||||||||
Просмотров: 3360 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |